MAN VS MACHINE:
КТО ЗА РУЛЕМ?
«САМЫЙ ОПАСНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В МАШИНЕ — ЧЕЛОВЕК»
СМОТРИ
Вы едете в такси, а ваш водитель уснул. Или пьян. Или и то, и другое. Водитель маршрутки одновременно болтает по телефону и курит в окно. Но вам не страшно, потому что машиной управляет не он. В этом главное преимущество беспилотного автомобиля — отсутствие человеческого фактора.
КТО ВИНОВАТ?
105 178
ДТП по вине человека
4 491
ДТП из-за технических
неисправностей авто*
* по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России
БЕСПИЛОТНЫЙ АВТОМОБИЛЬ STARLINE БЫЛ СОЗДАН НА БАЗЕ SKODA OCTAVIA В 2018 ГОДУ. ПРЕИМУЩЕСТВО ВЫБРАННОЙ МОДЕЛИ МАШИНЫ — НАЛИЧИЕ ЦИФРОВЫХ ШИН CAN.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Для управления машиной были разработаны алгоритмы, предсказывающие поведение окружающих объектов. Для корректной работы, они требуют большого количества тестирований. Автомобиль учитывает наличие препятствий, линейные и угловые скорости объектов. Так система справляется с неадекватными водителями и нарушителями.
Мы обучаем нейросети распознавать людей, другие автомобили, грузовики, кошек и собак. Лидары позволяют определить расстояние до объекта и его точное местоположение с точностью до сантиметра. По плотному облаку точек устройства можно обучить нейросеть классифицировать объекты.

Кроме того, по картинке с камеры мы понимаем, что, например, данный объект — человек. И алгоритмы проецируют его в карту. Затем данные с разных датчиков объединяются — система принимает конечное решение.
Антон Бабуров
инженер-разработчик компании StarLine
Искусственная нейронная сеть
Программная реализация математической модели, подражающей системе нервных клеток живых организмов. Бывает двух типов: GAN (Generative adversarial network) и CAN (Creative adversarial network).
Лидары
Технология получения и обработки информации об удаленных объектах с помощью оптических систем.
CAN
Объединяющая в себе датчики и исполнительные устройства промышленная сеть. С помощью шин CAN удалось достичь взаимодействия датчиков с программным обеспечением машины.
1
0
:
Как погода влияет на управляемость беспилотного автомобиля?
— Когда на дороге скользко, при заносе машина всегда возвращается на изначально заложенный маршрут. Если мы говорим о таких погодных условиях, как снег и дождь, то имеем в виду проблемы с видимостью. Лидары начнут плохо различать местность. Та же ситуация с камерами — хоть они и убраны в бокс за стекло, этого недостаточно.
Что может помешать работе беспилотника, помимо погодных условий?
  • Технические неполадки: неисправность датчиков или ошибки в программном обеспечении.

  • Отсутствие карты. Без нее автомобиль не узнает дорожную инфраструктуру: где ему можно ехать, сколько полос движения, наличие пешеходных переходов, светофоров и так далее. Такой подход надежен и помогает снизить нагрузку на вычислительные устройства.

Эти проблемы мы выявляем во время тестирований и исправляем после. Помимо испытаний на полигоне, у нас есть виртуальный симулятор — программа, в которой модель машины движется по карте реальной местности. Так мы узнаем о проблемных местах еще до выезда на дорогу. На этих данных мы обучаем нейросеть.
Какой должна быть городская инфраструктура, чтобы внедрить беспилотники в регионы?
— Если грамотно построить карту, то проблем быть не должно. На нее мы наносим полосы движения, светофоры, пешеходные переходы, скоростные ограничения. Постоянные элементы дорожной инфраструктуры уже есть на карте, а не считываются камерой автомобиля при движении.

В будущем предполагается, что инфраструктура будет взаимодействовать с автомобилем. Мы сможем прямо с сервера брать информацию о том, какой свет горит на ближайших светофорах и каким он будет через 30 секунд.
Человеку нужны права для беспилотного вождения?
— Сегодня человек обязан иметь водительские права, даже находясь за рулем беспилотника. Законодательная база в этом вопросе еще очень слаба. До сих пор нет ясности, кто же все-таки будет ответственен в случае ДТП — человек или машина?
Проблемы с дорогами? Мы разрабатываем автомобиль. А дороги делают дорожники. Мы видим эти дефекты системами технического зрения и сенсорики, но сделать что-то с ними не можем.

Вопрос ответственности для автопилота пятого уровня — сложная этическая проблема. Есть задачка: автомобиль едет и у него отказали тормоза. Он может повернуть — погибнут пассажиры. Поедет прямо — погибнут пешеходы. Наша система ориентируется только на правила дорожного движения. Основная цель разработчиков — предотвратить такие критические ситуации.

Хакерские атаки — большая проблема. Мы используем классические методы защиты. Также активно сотрудничаем со специалистами в криптобезопасности. Потому что беспилотник удобно использовать в «нехороших» целях — хакеру даже не придется рисковать собой.
Борис Иванов
руководитель проекта беспилотного автомобиля
УРОВНИ АВТОНОМНОСТИ
LEVEL 0
Ты контролируешь все системы
LEVEL 1
Можешь отпустить руль
LEVEL 2
Как Тесла: система вовремя ускорится и затормозит
LEVEL 3
Будь начеку: если система не справится с дорогой, ты возьмешь управление на себя
LEVEL 4
Еще немного: система справится со сложными ситуациями и в случае угрозы защитит тебя
LEVEL 5
Полная автономия
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ?
1
1
:
ИЗ ЧЕГО ЭТО СДЕЛАНО?
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Проще предотвратить проблему на уровне производства, чем столкнуться с ней, когда устройство уже установлено в машину.
Татьяна Парван
PR-менеджер StarLine
2
1
:
YOU LOSE
CAR WON
Журналист
Дизайн
Фото
Евгений Шилинг
Дарья Руковичникова
Дмитрий Иванов
АВТОРЫ
Вячеслав Рыжиков
Видео
Виктория Волнухина
Аудио