за пределами конечной
Там, где кончается путь пассажира, начинается тайная жизнь вагонов метро. Какая она будет? Зависит от людей, работающих в ста метрах над уровнем платформы ― в депо «Южное».
Станция метро «Шушары». Женский голос из радиоприемника вежливо напоминает, чтобы пассажиры не забывали свои вещи, и замолкает на долгое время. Дальше будут работать преимущественно мужчины.
Ни водить, ни ремонтировать, ни обслуживать составы женщинам не разрешается. Однако так было не всегда…
не девичье депо
Тайная жизнь восьми вагонов начинается там, где их покидает последний пассажир. Минуя конечную станцию, состав, как и пассажиры, поднимается на поверхность, в депо. Это место для клининга, ремонта
и покраски поездов метрополитена.
В то же время депо ― стратегический режимный объект, а значит, для людей вход по пропускам и спискам, колючая проволока по периметру и никакого вай-фая.
Неслучайный посетитель (случайных здесь просто не бывает) наверняка решит, что указатели и таблички на одинаковых серых корпусах отсутствуют по той же причине ― обеспечение безопасности. Но местные работники его тут же разуверят: депо открылось в 2019 году, поэтому таблички пока в процессе печати и скоро займут свое место.
выход выше
Зато цветная разметка на полу уже имеется. Красные полосы обозначают опасные зоны, где человеку находиться нельзя, а желтые предупреждают ― почти светофор, только без зеленого.
В «Южном» электродепо торжествует тот цвет, в который окрашены вагоны. Синий выбран неслучайно, впрочем, это тот случай, когда лучше один раз услышать.
«если рассыпали какой-то порошок
или сахар, электропоезд сразу
убирается с линии...»

Александр Леонидович Шейко
главный инженер электродепо «Южное»
По словам главного инженера депо «Южное», окраска вагонов до сих пор осуществляется вручную. Чего не скажешь о мытье. Внешняя уборка состава напоминает профессиональную автомойку европейского качества.
Его обеспечивает финская техника, состоящая из двух платформ с тремя огромными валиками, быстро вращающимися вокруг своей оси.
Они позволяют очистить восемь вагонов от пыли и грязи за 30–50 минут
в зависимости от режима. Зимой, когда температура воздуха опускается до -20°С и ниже, работники включают обдув, иначе стекающая вода образует наледь на рельсах, и поезд теряет сцепление. А чтобы вагон дольше оставался чистым, его покрывают воском.
отДУШина
МЕТРО
Ежедневная внутренняя очистка вагонов проходит там же, в депо, но ей занимается специальная клининговая служба, а не метрополитен.
В клининге, к слову, сотрудниц намного больше, чем в остальных цехах.
Если в городе случится эпидемия гриппа, туберкулеза и других заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, в ход пойдут реагенты для дезинфекции салона. Но в этом не было необходимости уже несколько десятков лет.
Часто пассажиры сами виноваты в необходимости срочного клининга. Рассыпанные сахар или стиральный порошок могут стать причиной снятия состава с пути. Более того, иногда приезжает санитарно-эпидемиологическая служба и проводит химический анализ рассыпанных веществ.


Отходы собирают, сортируют и раздельно утилизируют в специальные контейнеры, расположенные в депо. Что касается урн в вестибюлях станций, их устранили, как и многие скамейки, после теракта 3 апреля 2017 года.
Мусор
А что происходит с мусором, оставленным в вагонах? Эти отходы собирают, сортируют и раздельно утилизируют в специальные контейнеры, расположенные в депо. Что касается урн в вестибюлях станций, их устранили, как и многие скамейки, после теракта 3 апреля 2017 года.
оставленное = мусор
мастерская пятиминутка
Если неисправность серьезная, вагон разбирают. С нижней его платформы ― вагонной тележки ― снимают двигатели, а ее саму моют, ремонтируют и красят. Такую реставрацию проводят примерно один раз в неделю, а их график составляется на целый год вперед.
Важный этап при ремонте состава ― обточка колесных пар. Для этого используется импортное оборудование, а именно красная машинка с подходящим названием «Crab». Несмотря на небольшие габариты, она легко цепляет вагон и с помощью внутренней системы позиционирования устанавливает его строго туда, где находятся специальные валики, которые приводят в движение колеса. Под колесами находятся резцы, которые непосредственно обтачивают металл.
Проблема в том, что не все колесные пары подлежат обточке: под новые подвижные составы необходимо переоборудовать технику. Этот станок может работать с производителем по интернету, чтобы он мог поправить параметры дистанционно из другой страны. Но депо метрополитена ― объект транспортной безопасности, поэтому на его территории нельзя устанавливать даже Wi-Fi роутер.
метро в числах
25 лет — это стандартный срок службы вагона метро. Но его могут продлить до 30–35 лет.
40 м на 1000 м пути —
такой уклон преодолевает состав, чтобы выехать из самого глубокого в мире метро в депо «Южное» на поверхность земли.
64 — столько лет исполнилось Петербургскому метрополитену 15 ноября 2019 г.
«по сравнению с 90-ми,
метро стало более строгим
и безопасным»
Александр Леонидович Шейко
главный инженер электродепо «Южное»
МЕТРО
МЕТРО
МЕТРО
МЕТРО
МЕТРО
МЕТРО
МЕТРО
МЕТРО
МЕТРО
МЕТРО
продам гараж
продам гараж
продам гараж
продам гараж
продам гараж
Продам гараж
Когда вагон прошел через этапы уборки, ремонта и технической проверки, он готов выходить на линию. Но какой вагон без рекламных объявлений? Этим занимается отдельная служба, которая обещает рекламодателю продолжительный контакт с аудиторией и большой пассажиропоток. Возможные места для размещения рекламных стикеров и прайс-лист находится на официальном сайте Петербургского метрополитена. Цена за одно место ― от 990 до 7100 рублей в месяц, при этом размещают не менее 100 штук. За несанкционированной рекламой внимательно следят, причем как полицейские, так и сами пассажиры. Работники метро признаются, что знают почти всех «попрошаек» в лицо.
реклама без паузы
продам гараж
Вагоны вымыты. Тележки проверены. Колеса наточены. Реклама расклеена. Машинист занял место в локомотиве, а значит новая смена для него и для вагона началась.
Материал для лонгрида собран 15 ноября 2019 года.
Кстати, именно в этот день...
над проектом работали
Алена Баранова
Фотограф, видеограф
Дарья Чекунова
Дизайнер
Анна Власова
Журналистка
Женя Черноскулова
Радиоведущая