Метрополитен, подобно вечному двигателю, работает непрерывно. Для горожан его двери закрываются после полуночи. Но работники метро не оставляют обязанностей, даже когда пассажиры ложатся спать. Узнали у сотрудников Санкт-Петербургского электродепо куда по ночам пропадают разрисованные вагоны, как спастись от апокалипсиса в подземке и почему машинистов проверяет ФСБ?
Tilda Publishing
инфоролик
ремонт
– Каждое депо заточено под свои задачи, – говорит главный инженер электродепо «Южное» Александр Шейко. Задача «Южного» – следить за тем, чтобы составы были как новенькие. Нужно поддерживать чистоту и вовремя чинить. Тогда вагон может прослужить не четверть века, как принято, а гораздо больше. Если этого сделать нельзя, вагону всё равно могут подарить вторую жизнь – сделают его грузовым. Везёт не всем. Большинство из них списывают и разбирают.
– Когда-нибудь эти составы заменят новыми, – указывает Александр на блестящие синие вагоны. – Тогда придётся переучивать работников, и закупать новое оборудование. А пока старенькие составы продолжают прибывать в «Южное». Некоторых ждут в отстойно-ремонтном корпусе, чтобы разобрать и проверить каждую деталь на исправность, другие прибывают в моечный комплекс. Салон метро и корпус моет клининговая компания и специальное оборудование. В покрасочный цех отправляются вагоны после прибытия в депо и там становятся как новенькие.

истории
ОБРАТНО
техника безопасности
– Недавно в нашем депо снимали сериал. В одной серии герой запросто прошёл через КПП, заложил мину, а затем хулиганил на пути. Но в жизни пройти без специального пропуска нереально, – рассказывает Александр.
– Я начал работать в метрополитене в 1991 году. И с тех пор метро стало более строгим и безопасным. Трагедия в клубе «Хромая лошадь» (5 декабря 2009 года – прим. ред.) стала большим толчком для проверки объектов метрополитена. Нет огнетушителя? Повесить! У нас появилась система «Зелёная труба». При пожаре или задымлении, система срабатывает и остужает крышу.
Машинисты тоже проходят школу. За пять минут они должны найти неисправность: заклинило двери, разбили стекло, что-то загорелось. Те, кто не справились с заданием, готовятся к пересдаче.
Те же пять минут есть у машиниста в реальности. Если вагон застрял в туннеле, водитель должен передать диспетчеру верную информацию о проблеме. К нему выедет другой электропоезд, прицепится и довезёт до депо.

Метро приносит стабильность и достаток. Система отлажена. Нам ни дня не задерживали зарплату, даже в тяжёлые 90-е. Мы можем планировать ипотеки, детей, свою жизнь. Здесь есть уверенность в завтрашнем дне. По крайней мере, законность.

Конечно, иногда хотелось уйти. Вредные условия труда есть в любой работе. Но борешься с собой, просыпаешься наутро, и все становится на свои места. Я нашёл себя и своё дело. И мой сын тоже работает в метрополитене.

обучение
Машинистом может стать почти каждый. Но мало подать заявление о приёме на работу: расскажите о всех пятнах Роршарха психиатру, соврите о здоровом образе жизни наркологу и ФСБ.
– Раньше я работал на заводе. Ехал как-то в метро. Знал, что где-то есть депо. Добрался до отдела и сказал, что хочу у них работать. Прошёл профотбор и комиссию. Всех сотрудников метрополитена проверяют на судимость, – говорит главный инженер.
После проверки абитуриента ждёт обучение в Петербургской технической школе. Александр сразу предупреждает, работа тяжела даже для мужчин. Офисный работник проводит восемь часов в светлом офисе с чашечкой кофе под рукой. Сотрудники депо в рабочий день, в основном, под землёй. Из-за резкого света вагонов в туннелях и громких гудков вагонов, зрение и слух ухудшаются. Поэтому здесь выходят на пенсию в 55 лет. Но помимо здоровья, они несут большую ответственность – 2000 человек за плечами.
авторы
Катя Казакова
фото
Артём Бабаян
видео
Света Коротких
дизайн
Лера Солошенко
текст
Данил Веревкин
подкаст