Немузейный музей
А вы знали, что кадры с якорной цепью, со звоном поднимаемой из воды, в любимых всеми «Пиратах Карибского моря» – ложь? Для управления якорями использовались не цепи, а специальные канаты, которые были примерно 25-27 см толщиной.
TEAM 8
О чем ещё можно узнать на экскурсии по Полтаве?
Всё в имени
Как назовёшь корабль, так он и поплывёт. Какую же судьбу пророчит Полтаве её имя? Откуда оно?

Одна нудная цифра: 1709 год. В этом году грянула Полтавская битва, в которой русские разгромили шведов. Через некоторое время Петр I подписал указ о постройке корабля.
Он первый в России. Он принёс ей победы в морских боях. Он пережил Петра I, прослужив верой и правдой дольше любого другого корабля (20 лет против средних 7-8). Неудивительно, что именно его точная копия сейчас создаётся в Санкт-Петербурге.

Хоть на Полтаву и можно попасть с экскурсией, важно понимать: это не просто музейный экспонат для любопытных. Это настоящий корабль, способный отправиться в плавание. Он уже сейчас стоит на воде, а позже будут завершены все операции, которые обеспечат маневренность, скорость и остойчивость. Кстати, остойчивость – способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в состояние равновесия.
Моряки очень суеверны, и их поверья связаны не только с именами кораблей.
Видишь канат? Переступи! Это одно из их профессиональных суеверий: нельзя наступать на канаты. Свёрнутый канат романтично называют бухтой. На бухту тоже не наступай.
Первое знакомство
Мы бензопилами обпиливаем лёд, чтобы он не сошёлся, раздавив наш корабль
пПрежде чем увидеть внутреннее убранство корабля, стоит посмотреть на него со стороны. Суровые питерские вёсны и не думают высвобождать Финский залив из оков льда, но вокруг корабля всё-таки видно водное пространство, словно лёд стесняется подойти вплотную к бортам.

– Мы бензопилами обпиливаем лёд, чтобы он не сошёлся, раздавив наш корабль, – тут же поясняет наш гид Роде Оксана Валентиновна.

Раньше бензопил не было, а морозы так же угрожали кораблям. Как же выкручивались? Ответ прост: вокруг корабля укладывали стога сена. Наличие сена не позволяло образовываться крепкому, толстому слою льда. А наледь, порывающуюся всё-таки обхватить корабль, оббивали пешнями. Пешня – это такой лом для создания прорубей, обычно у него деревянная ручка.

Поясни за дизайн
Но внимание на улице приковано, конечно, не только ко льду. Ведь весь корабль украшен резными узорами, изображающими мифические сюжеты, которые символизируют реальные события. Так, на корме изображён сын Гелиоса Фаэтон, который угрожал сжечь Олимп, но был повержен Зевсом. Загадка века: кто же этот Зевс в реальном мире? Конечно же, Пётр I, а его молния – это российская армия, что поразила шведов под Полтавой.

Несколько парней, выдыхающих объёмные клубы пара, – не вейперы (устаревшая шутка). Это духи ветров, и таким образом их задабривали, чтобы ветры всегда были попутными.

Детали украшений – точная копия истинной отделки кормы, воссозданная по гравюрам того времени.

Так какое же впечатление производит этот корабль на простого студента?
Какой ценой всё?
Теперь можно взойти на корабль. Череда отвесных лестниц, ребристые помосты, и вот тебя встречает палуба, шум отделочных работ, запах дерева, хлопанье матерчатого навеса, напоминающее звук наполненных ветром парусов… Чего же стоило России времён Петра сконструировать подобное, тем более, впервые?

Корабль был построен не благодаря, а вопреки. Тысячи дубов, срубленных ради строительства. Колокола, переплавленные в пушки. Монахи, вынужденные целые дни проводить за прошиванием льняного полотна вощёной ниткой. Чтобы прокалывать плотную ткань огромной иглой, было специальное устройство – гардаман. Это кожаная накладка на кисть руки, которая позволяет использовать больше силы при пробивании отверстия.

Ещё о пушках. Их основу, а также бойницу красили в красный цвет. Казалось бы, зачем такое украшательство на войне? А причина жуткая – на красном дереве не видна кровь. Даже если члена команды убило, остальные люди должны продолжать работать, не отвлекаясь на это.
Твой руль – твои правила
На верхней палубе в глаза бросаются гладкие шлифованные мачты, смело уходящие вверх, за покрытие тента. Вверх по лестнице, и вот мы в самом почётном месте корабля: капитанский мостик. Именно здесь осуществлялась навигация и согласно ей – управление кораблём. Герой в фильме, легко покручивающий руль, – тоже кинематографическое преуменьшение. На самом деле, руль огромный, состоит из двух деревянных колец и канатной передачи. Эту систему с трудом крутили несколько сильных парней, чтобы изменить направление корабля.
По всему кораблю пушки чугунные, а на верхней палубе – бронзовые. Для красоты? Для лёгкости? Для понтов? А вот и нет. На верхней палубе решались навигационные вопросы. А бронза – один из редких металлов, которые не путают стрелку компаса.
Офицеры, россияне…
Проходим в каюту, где жили офицеры. Помещение кажется просторным, пока Оксана Валентиновна не уточняет:

– Здесь стояли тонкие деревянные перегородки, которые делили это пространство на шесть комнаток с отдельной пушкой и кроватью.

Сложно представить себе соседство с оружием в такой тесной комнатушке.

Следующая комната меньше, но светлее и уютнее. Это офицерский салон – комната, в которой будут задрапированы стены, будет стоять резная мебель, будут висеть украшения. Здесь офицеры могли культурно отдыхать в свободное время.
Война войной, а обед по расписанию. Несмотря на тяжесть жизни в открытом море, офицерам на корабле позволялись некоторые послабления: ниже их кают располагался погреб, в котором хранились бочки вина.
Но, конечно, самая удобная – каюта адмирала. Она больше всех, находится за верхней палубой, поэтому здесь светло и тепло, а потолки выше, чем в других помещениях.
Гулливер в стране лилипутов
Теперь мы можем спуститься на палубу ниже. Хорошо, что на экскурсантах всегда каски, потому что дверные проёмы и потолочные балки здесь так и норовят врезаться конкретно в твою голову. Казалось бы, зачем унижать людей, и без того живущих на корабле в тяжёлых условиях?

Оказывается, никто и не унижен: корабли делались такой высоты, чтобы там мог без проблем передвигаться мужчина среднего роста. Так и получается: даже самые низкие девушки XXI века вынуждены наклоняться там, где свободно проходили мужчины в начале XVIII столетия.
Цельс… Огонь!
На верхней и средней палубе находятся пушки. В мирное время между ними спят матросы, а во время боя каждую пушку обслуживает расчёт из шести человек. После каждого выстрела орудие откатывается на 1,5-2 метра назад, его надо вернуть на место, охладить, очистить, перезарядить и снова выстрелить.
Морской бой пах не только порохом, но и уксусом. Чтобы пушки не перегревались, а порох внутри этой печки не взрывался раньше времени, орудие поливали смесью воды и уксусной кислоты. Кислота быстро испарялась, благодаря чему пушки быстрее остывали после выстрела.
Ниже есть ещё палуба. Здесь приходится уже не наклоняться, а приседать. Это не прихоть проектировщиков, а требование физики. Над палубой расположено несколько тонн пушек, и вся эта масса сдвигает центр тяжести корабля вверх, снижая остойчивость.
Скрытые детали
Трюм корабля – зрелище несколько однообразное: крепкий «скелет», деревянная обшивка днища. И вот последовал вопрос:

Здесь есть лестница, но где она? Та, по которой мы спустились, не подходит – это лишь временное сооружение.

Долго смотря вокруг, мы не могли понять, где эта лестница. Но так всегда: теряешь телефон, а он все это время был в руке. Лестница стояла прямо перед нами: столб, подпирающий потолок. А лестницей его делали зарубки по всей высоте, за которые и следовало цепляться.

Справлялись с такими лестницами лишь десятилетние мальчишки. Ловко, как обезьяны, они ползали вверх и вниз по этим столбам, чтобы доставать из трюма важные вещи. За свою ловкость они получили прозвище манки-бои.
Вот такой вот корабль. Вот такой вот лонгрид. Вот такая вот TEAM 8.
Written by TEAM 8
All rights for images and videos belong to their authors.