Хаяо
миядзаки
Скрытые миры гения
полнометражного аниме
В ЧЁМ УНИКАЛЬНОСТЬ
Как ни парадоксально, фильмы Хаяо Миядзаки так выделяются на общем фоне потому, что у мастера нет специального образования, хоть как-то связанного с кино.
Когда-то в юности Хаяо увидел
в кинотеатре "Легенду о белой змее"
и твёрдо решил, что хочет связать свою жизнь с мультипликацией.
Но что-то пошло не так,
и раскадровки Миядзаки променял на факультет политики и экономики.
МИЯДЗАКИ?
Сразу после выпуска из университета Хаяо устроился на анимационную студию "Тоэй", где работал над второстепенными кадрами мультфильмов.
Затем у Миядзаки были долгие и тяжёлые годы скитаний, в которые он успел срежиссировать свой первый полный метр "Люпен III: Замок Калиостро".
Выпуская "Люпена", Хаяо познакомился с редактором журнала Animage, для которого впоследствии рисовал мангу "Навсикая из Долины ветров".
Издатель сначала категорически запрещал любую экранизацию,
а потом сам настоял на том, чтобы Миядзаки снял фильм по "Навсикае" — настолько успешна была манга.
Все следующие
его картины лишены какой-либо структуры.
"Навсикая из Долины ветров" — это единственный фильм мастера, который создан
по сценарию.
Как максимум — представлял в общих чертах, о чём будет фильм.
Миядзаки никогда
не писал сценарии
Он мыслит не событиями,
а образами героев
Мультфильмы Миядзаки — это, по сути, перенесённый на бумагу поток сознания.
the world is so beautiful
о ЧЁМ рассказывает
Практически всегда, за исключением "Порко Россо" и "Ветер крепчает", главными героями фильмов Миядзаки становились дети — самые простые, но невероятно добрые и отважные.
МИЯДЗАКИ?
Гораздо важнее для мастера было показать внутреннюю силу персонажей, а не внешнюю.
Более того: в большинстве случаев герои мастера Хаяо — девушки. Сильные, смелые, отважные героини
Преодолевающие трудности и делающие это не ради любви
Главная идея философии Миядзаки: нет чёрного
и белого, есть серое.
Нужно уметь видеть в зле хорошее, а в хорошем — зло. Только так можно стать настоящим героем
Вселенная фильмов Миядзаки населена самыми разными созданиями: от говорящих лягушек до богов.
Почти все они основаны на героях японского фольклора, которые называются "ёкай". Но то, как эти создания выглядят, — фантазия мастера Миядзаки.
Есть и герои, которых Хаяо придумал полностью сам. Например, маленькие черные мошки из "Моего соседа Тоторо" и "Унесённых призраками" — сусуватари (примерно переводится как "блуждающая сажа").
Безликий из "Унесённых призраков" — Бог Каонаси — тоже ёкай собственного сочинения Миядзаки
Его образ — это метафора, через которую Миядзаки хотел донести мысль о ценности принципов. Каонаси потерял лицо и вместе с ним всю свою сущность.
Он "сливается" с окружением, в котором находится, пытается присвоить себе чужой лик (чужую личность).
У него нет прошлого, нет истории, нет родных и близких, ему не на что опираться, и именно поэтому он блуждает по свету, пытаясь найти себя.
В буддийском фольклоре перерождение в животное — это наказание за жадность
и желание присвоить себе чужое.
В "Унесённых призраками" родители Тихиро превращаются в свиней за то, что ели чужую еду без спроса. Тем более, эта еда предназначалась для богов, что, по меркам японской культуры, за рамками любых норм.
В понимании Миядзаки природа — главная ценность, о которой нужно заботиться.
Человеческие отношения —
это не единственное, о чем можно рассказывать. Мы всеми силами стремимся к тому, чтобы выразить в своем творчестве красоту всего мира
Образ природы в фильмах Миядзаки можно ассоциировать с Тоторо — добрейшим лесным духом.
Главная мысль донесена через образ Тоторо очень ясно: если человек относится к природе с любовью, уважением и восхищением, то и природа будет относиться к нему аналогично, открывая для него мир чудес и волшебства.
В двух картинах Миядзаки главной темой становится губительное влияние прогресса на природу.
В "Навсикае из Долины ветров" планета пережила глобальную техногенную катастрофу, природа мутировала, ресурсы иссякают, человечество становится всё более беспомощным с каждым днём.
В "Принцессе мононоке" дела, конечно, обстоят лучше, но природе всё равно приходится бороться
за выживание.
Люди, возомнившие себя хозяевами окружающего мира, обращаются
с ним как захотят, не заботясь
о последствиях.
Но природа не поддаётся и борется с человеком, отвоёвывая своё место..
На самом деле то, как Миядзаки ревностно защищает природу перед технологиями, не значит, что он абсолютный враг прогресса.
Более того: Хаяо бесповоротно
и бескомпромиссно влюблен
в авиационную технику
Даже самые невозможные вещи здесь проработаны настолько детализированно и так органично вписываются в среду, что в них хочется верить.
В своих мультфильмах он создаёт миры, балансирующие на грани между фантазией и реальностью
Художник должен сделать так, чтобы любая фантастическая ложь казалась реалистичной,
и тогда зритель поверит, что изображенная вселенная действительно существует
Прелесть анимации —
в расширенных возможностях настоящего мира. И Миядзаки ювелирно использует этот функционал.
Но ещё более ювелирно он наполняет реальность выдуманными деталями.
Купальня духов в "Унесённых призраками" выглядит очень правдоподобно, потому каждый герой и каждый объект здесь хорошо прописан и продуман.
Именно благодаря такому вниманию мастера к деталям и желанию наполнить каждое действие персонажа смыслом, миры Хаяо Миядзаки живут и дышат
Сайт создан в рамках
обучения на курсе ОхДезигн 3.0
Автор проекта
Киселева Полина
Все используемые материалы взяты автором из Интернета