Корабль, которому приказано жить
Петровские времена — эпоха зарождения мореплавания в России. За каждым судном скрывается огромная история сотен человеческих жизней, быта и нравов тех лет.
Руководитель экскурсионного центра Историческая верфь «ПОЛТАВА, Роде Оксана Валентиновна:
4. Офицерские каюты
Стенками офицерских кают были лёгкие деревянные перегородки, которые быстро убирались во время боя. Каждая такая комната с деревянной кроватью и 12-фунтовой пушкой внутри отводилась офицерам под личное пространство.
Остальным же повезло меньше. Спали либо на тюфяках, набитых сеном, либо на длинных рундуках: вместо перины — летний запас одежды.

Гондек
Двадцать две 18-фунтовые чугунные пушки располагались на нижней палубе — гондеке. Между орудий спали артиллеристы, деля одно койко-место на двоих. Там же на полу сушились канаты и бухты — скрученные в круг тросы.
В петровские времена якорных цепей не было, поэтому якори опускали и поднимали с гондека на толстых канатах диаметром 23 сантиметра. Семь якорей — из них четыре весили по 1,5 тонны — доставали при помощи шпиля (вращательного механизма, напоминающего лебёдку). По команде «Ставь вымбовки!» в якорный шпиль вставляли палки, каждую из которых толкало по четыре здоровых мужчины. Тянули канат по кускам: тащили, перевязывали часть, фиксировали и снова принимались за работу.

5. Нижняя палуба
Потолки нижней палубы не больше 1,5 метров — перемещаться по отсеку можно было только внаклонку. Здесь жили и работали плотники, мастера рангоутов (мачт и рей) и парусные мастера.
Низкие потолки на палубе неспроста. Корабль при манёврах мог очень сильно наклоняться, порой даже соприкасаясь большими парусами с водой. Поэтому понятие остойчивости — способности судна противостоять силам, вызывающим крен, — было для корабля жизненно необходимым. Если центр тяжести корабля сместить книзу, то он, подобно неваляшке, даже при сильном отклонении, сможет вернуться в исходное положение. Под нижней палубой находится трюм с балластом, над ней — пушки общим весом более 65 тонн. Поэтому при увеличении высоты палубы, центр тяжести смещается вверх, а остойчивость ухудшается.

6. Крюйт-камера
В отдельно отгороженном помещении над трюмом хранились основные запасы пороха. Здесь было светло, хотя внутри нет ни одного фонаря. Свет от фонарей поступал через специальные окна.
Во время боя в крюйт-камере сидел артиллерист и выдавал зарядные картузы с порохом: на каждую пушку приходилась определённая доля. В элементах одежды мужчины не было ни одного металлического предмета.

7. Трюм
В трюме корабля хранилось продовольствие для команды в бочках и сухая провизия. Там же хранились котлы, весы и прочая кухонная утварь.

8. Паруса
Корабль «Полтава» от киля (нижняя, как правило, горизонтальная балка или балки, проходящие посередине днища судна) до верхней части самой высокой мачты имеет высоту 47 метров, что сопоставимо с высотой пятнадцатиэтажного современного дома.
Пётр I привёз технику создания парусов из Голландии. Станки в Голландии выдавали ширину ткани в 61 см. Из-за скопированных стандартов российские ткачи понесли убытки: Пётр отказывался выкупать все 80 см (как шили местные), отрезал и выбрасывал лишнее.
Заказ на шитьё парусов в петровские времена передавали в монастырь.

1. Камбуз
Пространство в носовой части, которое занимало почти треть палубы. Внутри — каменная печь, на которой дважды в день готовили еду для всех служащих корабля. Одновременно на борту находилось 360 человек, трудящихся в две смены: каждая по 12 часов в день. На восьмерых моряков — одна большая миска каши с мясом. Офицеры и адмиралы иногда брали с собой на борт мелкую живность: по палубе бегали поросята и мелкие птицы. Свежее мясо ели, только пока находились в порту, а во время похода довольствовались солониной.

Лазарет
Помимо моряков, на корабле находились священник, доктор и палач. Последний присутствовал на операциях и, в случае необходимости, отрубал повреждённые в бою конечности.
Основными видами ранений были повреждения от щепы, разлетевшейся после попадания ядра в борт корабля. Единственным средством дезинфекции раны и остановки кровотечения был порох. Его засыпали в рану и, пока он не напитался кровью, поджигали. Порох вспыхивал и оплавлял края раны, останавливая тем самым кровотечение.

2. Гальюнная решетка
За самой красивой фигурой на носу корабля находился матросский туалет. Место выбрано неслучайно: корабль в движении носом разрезает воду. Так не нужно заботиться об устройстве канализации — всё смывает набегающей волной. Но поскольку гальюнная решётка располагалась на открытой части палубы, каждый поход по нужде был небезопасным. От внезапно нахлынувшей волны, несущей неминуемую смерть, моряка спасали только пара натянутых канатов.
Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Личные уборные офицеров больше походили на троны. Ко всему прочему, закрытые туалетные комнаты безопасны — капризная морская погода не была проблемой для справления нужды.

3. Пушки

В бортах заранее проектировали пушечные порталы (пушпорты), которые закрывали. Перед стрельбой их открывали, подкатывали к ним пушки и выставляли дуло наружу: так риск спонтанного возгорания корабля при выстреле был меньше.
Одну 18-фунтовую пушку обслуживало 8 человек (расчет). В пушку закладывали картуз с 800 граммами пороха и кусочек войлока, закатывали ядро, в запальное отверстие вставляли стопин (камышовая тросточка с порохом и уксусом) и поджигали его. После взрыва газ выталкивал ядро, и оно летело на расстояние 800-900 метров.
Из-за силы отдачи пушку после выстрела откатывало назад на 1,5-2 метра. Артиллеристы за три минуты возвращали орудие на место, чистили, заряжали и стреляли снова.





9. Квартердек
На верхней палубе — квартердеке — располагались штурвал, навигационные приборы (в том числе компас) и 6-фунтовые пушки. Орудия на квартердеке отливали из бронзы: сплав не обладает магнитными свойствами и не влияет на работу компаса.
За штурвалом стояло два человека. По команде «лево руля» или «право руля» при помощи специальных колёс матросы быстро крутили руль.

10. Кают-компания
В просторном салоне на верхней палубе офицеры проводили свой досуг. Их окружали элементы декора и резная мебель. Стены каюты были обиты красным сукном, щели обиты тонким канатом.
В капитанской каюте — личной комнате для главного человека на корабле — сам Пётр I в ней дважды выходил в открытые воды. Корабль был дорог императору.





Корма
Рельеф на задней части «Полтавы», выполненный в стиле барокко, наполнен аллегориями на поражение Карла XII. Основными элементами декора являются персонажи древнегреческой мифологии: Фаэтон, теряющий управление над отцовской колесницей, Зевс и Зефиры.
Одним из указов о корабле «Полтава», изданных незадолго до смерти императора, Пётр I приказал: «...такому кораблю быть всегда на флоте Балтийском».
К 1932 году в трюме регулярно скапливалась вода, и дерево начинало прогнивать. Чтобы выполнить приказ Петра и сохранить «Полтаву», корабль подняли на Лисий нос и пытались восстановить. Однако корпус корабля уже начал рассыпаться. Всё самое ценное, что было на «Полтаве», передали на другие корабли, а непригодное превратилось в труху.
Несмотря на это, приказ надо было выполнять. Решили поступить так: строить новый корабль и называть его «Полтава». Вплоть до XXI века на Балтийском флоте всегда был корабль «Полтава». Наш — девятый по счёту корабль — станет музейным центром петровского кораблестроения.
Роде Оксана Валентиновна
Руководитель экскурсионного центра Историческая верфь «ПОЛТАВА
Для того чтобы попасть в петровскую эпоху, не обязательно изобретать машину времени. Историческая верфь «Полтава» смогла воссоздать прошлое своими руками.
Восстановление исторического корабля — дело, требующее кропотливой работы. Поиск чертежей и упоминания внешнего облика судна в архивах, подборка материалов и техник той эпохи — всего лишь часть из многочисленных задач, стоящих перед авторами проекта.
В мировой практике существуют подобные проекты реконструкции исторических кораблей. Например, французский фрегат «Гермиона» или корабль Голландской Ост-Индской компании «Батавия». В истории современной России известна лишь одна попытка реплики корабля — фрегата «Штандарт». Команда строителей и конструкторов, получившая уникальный опыт на сборке фрегата и других деревянных судов, составила базу коллектива «Полтавы».
Планируется, что «Полтава» станет сердцем большого музейного комплекса — научным, культурным и исследовательским центром по изучению истории морского флота и Санкт-Петербурга.
Сегодня любой желающий может почувствовать себя моряком на петровском корабле: экскурсии на реплику корабля «Полтава» проходят ежедневно.

Адрес

197229, Россия, Санкт-Петербург,

пос. Лахта, ул. Береговая, д. 19, литера А

Контакты

Телефон: +7 (812) 244-98-33

e-mail: pr@poltava1712.ru


Авторы:
Руш Дарья https://vk.com/id_0o0o0o0
Беляева Юлия https://vk.com/juli_sok
Рыжиков Вячеслав https://vk.com/vs_kote
Мелентьева Татьяна https://vk.com/higgsthings
Сысоева Виктория