Наследие
великой победы

Возрождение легенды на 310-ой годовщине победы Полтавской битвы
Сегодня мы часто сталкиваемся с упоминаниями о первом русском линейном корабле четвёртого ранга «Полтава».
  • В 1971 году почта СССР выпустила почтовую марку стоимостью в 10 копеек с изображением корабля.
  • В 1996 году в честь 300-летия российского флота Банк России выпустил серию из 15 юбилейных монет, одна из которых была посвящена «Полтаве».
  • 6 марта 2015 года на Воскресенской набережной в Санкт-Петербурге был открыт памятник первому линейному кораблю «Полтава». Его создатели — скульптор Александр Таратынов и архитектор Валерий Лукин.
  • В наземном транспорте Санкт-Петербурга, а именно в троллейбусах, идущих по маршрутам Василеостровского и Центрального районов, можно услышать историческую справку о различных событиях воинской славы Российской империи. В частности, можно услышать упоминания о Полтавской битве и корабле «Полтава».

Да, безусловно, упоминания о корабле «Полтава» есть, но их не так уж и много. Очевидно, что корабль назвали так в честь Полтавской битвы, прошедшей в 1709 году.

Широкого представления о корабле у современных людей нет. Предлагаем вам познакомиться с историей Императорского морского флота.
Битва под Полтавой
Проект первого 54-пушечного линейного корабля был разработан к концу 1709 года Петром I при участии Федосея Скляева. При проектировании использовались новейшие достижения отечественной и иностранной кораблестроительной практики. Заготовки частей корабельного корпуса, железо и другие материалы для строительства «Полтавы» начали завозить в петербургское Адмиралтейство заранее. Историки утверждают, что уже по разработанному чертежу 5 декабря 1709 года на верфи Адмиралтейства Пётр I лично заложил корабль «Полтава».
«Феникс из пучины
Проект «Полтава» был начат по инициативе Алексея Миллера – председателя Совета директоров ПАО «Газпром» в 2013 году. Целью этого проекта является достоверное воссоздание первого крупного корабля Российского военно-морского флота, спущенного на воду в Адмиралтействе. Реализацией создания музея занимается Яхт-клуб Санкт-Петербурга при поддержке попечителей.

Полтавченко Георгий Сергеевич
Экс-губернатор Санкт-Петербурга
«Линейный корабль “Полтава – символ морской славы России»
When a viewer has an opinion about an image based on their personal thoughts. Personal response depends on the viewer’s thoughts and values individually. This might be sometimes in conflict with cultural values.

Женщина на корабле


Роде Оксана Валентиновна
Руководитель экскурсионного отдела
«Проект “Полтава" — достоверное воссоздание первого крупного корабля Российского военно-морского флота, спущенного на воду в петербургском Адмиралтействе»
Украшение «Полтавы» XVIII века представляет собой сложную, многофигурную композицию. В основном она состоит из рельефов и круглой скульптуры, которые объединены в единый художественный ансамбль. Петр I взял за основу декоративных украшений миф о Фаэтоне.
Говоря о «Полтаве», нужно отметить, что пока отсутствуют задокументированные материалы, по которым можно было бы точно сказать, что корабль представлял из себя.

Определить, в какой цвет был выкрашен корабль, не удалось, историки предложили несколько вариантов покраски, исходя из сохранившихся цветных гравюр кораблей XVIII века. Реставраторы «Полтавы» выбрали английскую праздничную окраску. А внутренние помещения корабля покрасили в красный: раньше так делали, чтобы замаскировать цвет крови.
Левиафан изнутри

Данный проект был создан для того, чтобы воссоздать в натуральную величину первый крупный корабль Балтийского флота – 54-пушечный линейный корабль 4-го ранга «Полтава», в постройке и проектировании которого в 1712 году принимал участие сам Петр I. Это грандиозное строительство в 2014 году было одним из самых важных культурных событий ближайших лет.

В мировой практике уже существуют подобные проекты реконструкции исторических кораблей – например, французский фрегат «Гермиона» или недавно построенный корабль Вест-Индской компании «Батавия» в Нидерландах. В истории современной России была лишь одна попытка – действующая реплика фрегата «Штандарт», спущенная на воду в 1999 году. Команда проектировщиков и строителей, получившая уникальный опыт на сборке фрегата и других деревянных судов, составила костяк коллектива «Полтавы».
Победа
Фото Сергей Богомяко

Полтавченко Георгий Сергеевич
Экс-губернатор Санкт-Петербурга
«Корабль получил имя в честь победы русских войск в Полтавской битве, с которой начался путь России как великой державы. Державы, которая идет своим путем прогресса и созидания»
Сейчас «Полтава» достоверно воссоздаётся в музейных целях на современной верфи. Верфь представляет из себя высокотехнологичный комплекс мастерских и сборочных цехов, оснащенных новейшим оборудованием и станками. Технологии XXI века пересекаются с ремесленными приемами XVIII века. При витье канатов и шитье парусов мастера ориентируются на способы производства аналогичных изделий в прошлом, естественно при использовании современных материалов. Работа нынешних кузнецов не претерпела глобальных изменений: ковка железных изделий для корабля мало чем отличается от работы кузнеца петровского времени.

Для понимания того, как же выглядел корабль, учёные проделали глобальную работу. До нашего времени сохранилось всего лишь несколько документов – гравюра Питера Пикарта и чертеж мидель-шпангоута, найденный в папке Федосея Скляева в Библиотеке Академии наук. На основе этих документов и были определены вид и размеры будущего музея.

Помимо идеологического значения оригинальный корабль «Полтава» служил для выполнения задач военно-морского флота, в то время как реплика была создана в музейных целях и для популяризации военной тематики.

Одной из главных проблем при воссоздании являлся поиск специалистов и материалов для постройки. Современный рынок не соответствует требованиям судостроения при Петре I, в связи с этим почти все материалы для строительства изготавливались под специальный заказ.