Поколение Z(oom)
Как там, в новой цифровой реальности?





Ее не ждали, а она наступила… Нет, речь не о пандемии, а о цифровой реальности, которая пришла вместе с ней. Еще два года назад студенты опаздывали на первую пару, преподаватели писали мелом на доске, а ученые летали на конференции по всему миру. Сейчас сложно представить студента, который опоздал из-за пробок в Discord и преподавателя, который не освоил трансляции в Zoom. О том, как трансформировалось образование с приходом COVID-19, “взлетели” онлайн-платформы и как живется обывателю в этой “новой реальности” читайте в нашем лонгриде.

Восемнадцать, девятнадцать… Полетели! ✈️ Двадцатый год стал действительно взлетным для рынка видеосервисов: он вырос на 500% только за первые два месяца пандемии. И это закономерно, ведь рабочие встречи, конференции, лекции, выпускные и образование в целом перешли в онлайн. Всем, независимо от возраста и сферы деятельности, пришлось искать выход и осваивать новые платформы. Мы проследили динамику прироста пользователей самых популярных сервисов видеосвязи в допандемийные и пандемийные годы и сделали вывод, что Zoom произвел на рынке не меньший фурор, чем электромобили Tesla.

.

Другие сервисы: Discord, Microsoft Teams и старый добрый Skype тоже не отставали. Но Discord был и остается популярен среди геймеров, поэтому прирост пользователей можно связать с увеличением свободного времени и интереса к компьютерным играм.

Определенно, любимчиком стал Zoom. Это можно заметить по количеству новых пользователей: в начале 2019 года их насчитывалось всего 10 млн, а спустя два ковидных года — это уже 2,2 млрд! Он быстро зарекомендовал себя как самая удобная и интуитивно понятная площадка для реализации образовательного процесса. Представители поколения Z — школьники и студенты — быстро адаптировались и нашли в этом преимущества. Ведь теперь можно подключаться к первой паре и продолжать видеть сны, не отвечать преподавателю, потому что “возникли неполадки с интернет-соединением” и просто заниматься своими делами во время скучной лекции.

Однако результаты нашего социологического исследования на фокус-группе из 250 человек показали, что людям все еще ближе оффлайн.

В плане общего развития, онлайн-курсы — это классно. Но получить серьезную квалификацию в интернете, например, студенту направления “Электрификация и автоматизация горного производства” — невозможно.
Павел Сусликов, студент Горного университета

Узнали у 250 респондентов через Instagram, как они относятся к работе и учебе онлайн
Перестроиться на онлайн было очень сложно! Ладно бесполезные лекции, с ними даже удобно вышло.
Но деловые созвоны, на которых нужно коммуницировать, во-первых, всегда длятся вплоть
до шести часов, а во-вторых, очень давят морально.
Я буквально начинаю плакать на первой четверти онлайн-обсуждения и жду, когда это закончится.
Юлия Валеева, студентка Университета ИТМО


Мы решили не ограничиваться короткими опросами для фокус-группы и узнали, как “пережили” переход в онлайн студент, педагог

и ученый.

Трудно спорить с тем, что с приходом пандемии образование стало доступно для каждого, у кого есть розетка и доступ к интернету. Теперь не нужно лететь в другую страну, чтобы послушать доклад ученого или представить свой, университетскую дисциплину можно освоить через Zoom,

а дополнительную специализацию получить, купив курс на Coursera. А сколько времени экономится

на дороге до университета! Фантастика!

Но все не так однозначно. Пандемия лишила нас нетворкинга. Теперь уже не обсудить последние научные новости с коллегой за обедом, не найти работу во время кофе-брейка и не создать

с одногруппниками новое комьюнити, родившееся из случайной идеи на скучной лекции.


Исследовали цифровую реальность
Влада Селезнева
Иллюстратор, графический дизайнер
Москва
selezneva_vlada@mail.ru
Яна Павлович
Журналист, project-manager
Санкт-Петербург
yanna.pvl@gmail.com
Катя Цедрик
Журналист, аналитик
Санкт-Петербург
katyats13@gmail.com